«… в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела …»
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
За свою жизнь А. С. Пушкин проехал по почтовым трактам более 30 тысяч верст, то есть 32 тысячи 4 километра. Часто он пользовался Белорусским почтовым трактом, соединявшим Петербург с западными губерниями России. В пушкинское время обычная скорость для едущих «по своей надобности» была зимой не более 12 верст в час (по санному пути), летом — не более 10, а осенью, по бездорожью — 8 верст.
На станции путешественник «платил прогоны», то есть оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 копеек за одну лошадь на одну версту. Ехать «по почте» в XIX веке означало использовать потовых (казенных) лошадей, которых путник менял на почтовых станциях. Уже при Петре I кроме доставки корреспонденции почта обслуживала путешествующих по казенной надобности. Право пользоваться лошадьми получали затем и частные лица за двойные прогоны — поверстную стоимость проезда. На всех почтовых трактах для перемены лошадей и отдыха были устроены почтовые станции, которые находились в ведении чиновника — станционного смотрителя. С конца XVIII века почтовые станции строились по типовому проекту. В центральной России они располагались примерно на расстоянии от 18 до 25 верст друг от друга. Почта работала по эстафетному способу: доставив путника на следующую станцию, ямщик с лошадьми возвращался обратно. Чтобы путешествовать с большим комфортом и не перекладывать («ехать на перекладных») на каждой станции свой багаж в другую кибитку, путешественники пользовались своим экипажем и меняли на станции только лошадей. В зависимости от времени года использовались разные экипажи. Летом — почтовые кибитки, двухместные и четырехместные коляски, брички и кареты; зимой — сани и возки (низкая карета с небольшими окошками). Для русских дорог самыми удобными экипажами летом были телега и коляска, зимой — сани или сани с кибиткой (навесом из кожи).[1]
- Н. И. Грановская. Вместе с Пушкиным от Царского Села до Михайловского. Очерк-путеводитель. СПб, Издательство «Нотабене». 1999
Москва
А. С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. и провел там годы детства, о которых вспоминал в «Послании Всеволожскому»
В почтенной кичке, в шушуне,
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.
Летом 1811 г. 12-летнего Пушкина увозят из Москвы в Санкт-Петербург для поступления в Императорский Царскосельский Лицей. В знаменитой оде «Воспоминания в Царском Селе», прочитанной на переводном экзамене в Лицее в присутствии Г. Р. Державина, он вспомнит о Москве:
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед...
Следующая встреча с Москвой состоялась уже в 1826 г. 8 сентября поэт был доставлен из михайловской ссылки на аудиенцию к императору Николаю I в Чудов дворец Кремля.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва… я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
В 1826–1827 гг. Пушкин жил в Москве в течение почти семи месяцев. Посещал театры, активно участвовал в литературной жизни. Осенью 1826 г. стал свидетелем коронационных торжеств. В декабре 1828 г. в Москве Пушкин познакомился со своей будущей женой Н. Н. Гончаровой.
В 1830–1831 гг. дважды останавливался в Москве на 4–5 месяцев. Поездки по тракту, соединяющему две столицы с описанием дорожного быта запечатлены в его «Путешествии из Москвы в Петербург». В последние годы жизни, приезжая в Москву, гостил у своего друга П. В. Нащокина. Последняя встреча с городом детства состоялась 3 мая 1836 г., из Москвы поэт уехал 20 мая.