«… в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела …»

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Москва. Арбат. В. Н. Нечаев

Почтовый тракт зимой. М. Н. Воробьев. 1830-ые гг. Бумага, акварель

За свою жизнь А. С. Пушкин проехал по почтовым трактам более 30 тысяч верст, то есть 32 тысячи 4 километра. Часто он пользовался Белорусским почтовым трактом, соединявшим Петербург с западными губерниями России. В пушкинское время обычная скорость для едущих «по своей надобности» была зимой не более 12 верст в час (по санному пути), летом — не более 10, а осенью, по бездорожью — 8 верст.

Пушкин и граф Д. И. Хвостов

Пушкин и граф Д. И. Хвостов
П. И. Челищев. 1830–1831 гг. Бумага, карандаш графит. и свинцов., лак вишневый

На станции путешественник «платил прогоны», то есть оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 копеек за одну лошадь на одну версту. Ехать «по почте» в XIX веке означало использовать потовых (казенных) лошадей, которых путник менял на почтовых станциях. Уже при Петре I кроме доставки корреспонденции почта обслуживала путешествующих по казенной надобности. Право пользоваться лошадьми получали затем и частные лица за двойные прогоны — поверстную стоимость проезда. На всех почтовых трактах для перемены лошадей и отдыха были устроены почтовые станции, которые находились в ведении чиновника — станционного смотрителя. С конца XVIII века почтовые станции строились по типовому проекту. В центральной России они располагались примерно на расстоянии от 18 до 25 верст друг от друга. Почта работала по эстафетному способу: доставив путника на следующую станцию, ямщик с лошадьми возвращался обратно. Чтобы путешествовать с большим комфортом и не перекладывать («ехать на перекладных») на каждой станции свой багаж в другую кибитку, путешественники пользовались своим экипажем и меняли на станции только лошадей. В зависимости от времени года использовались разные экипажи. Летом — почтовые кибитки, двухместные и четырехместные коляски, брички и кареты; зимой — сани и возки (низкая карета с небольшими окошками). Для русских дорог самыми удобными экипажами летом были телега и коляска, зимой — сани или сани с кибиткой (навесом из кожи).[1]

  1. Н. И. Грановская. Вместе с Пушкиным от Царского Села до Михайловского. Очерк-путеводитель. СПб, Издательство «Нотабене». 1999

Москва

Москва. Лубянская площадь. (Вид от М. Лубянки на Владимирские ворота). Ф. Я. Алексеев

Москва. Лубянская площадь. (Вид от М. Лубянки на Владимирские ворота) 
Ф. Я. Алексеев. Нач. 1800-х гг. Холст, масло.

А. С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. и провел там годы детства, о которых вспоминал в «Послании Всеволожскому»

Москва. Дом Пашкова. Неизвестный художник с ориг. Делабарта 1793 года

Москва. Дом Пашкова. Неизвестный художник с ориг. Делабарта 1793 года
Нач. ХIХ в. Холст, масло

В почтенной кичке, в шушуне,
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.

Москва. Вид на Кремль. М. Н. Воробьев

Москва. Вид на Кремль. М. Н. Воробьев. 1819 г. Бумага, акварель

Летом 1811 г. 12-летнего Пушкина увозят из Москвы в Санкт-Петербург для поступления в Императорский Царскосельский Лицей. В знаменитой оде «Воспоминания в Царском Селе», прочитанной на переводном экзамене в Лицее в присутствии Г. Р. Державина, он вспомнит о Москве:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед...

Следующая встреча с Москвой состоялась уже в 1826 г. 8 сентября поэт был доставлен из михайловской ссылки на аудиенцию к императору Николаю I в Чудов дворец Кремля.

Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва… я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Москва. Кривоколенный переулок. Карл-Фридрих Бодри

Москва. Кривоколенный переулок. Карл-Фридрих Бодри. 1843 г., холст, масло

В 1826–1827 гг. Пушкин жил в Москве в течение почти семи месяцев. Посещал театры, активно участвовал в литературной жизни. Осенью 1826 г. стал свидетелем коронационных торжеств. В декабре 1828 г. в Москве Пушкин познакомился со своей будущей женой Н. Н. Гончаровой.

В 1830–1831 гг. дважды останавливался в Москве на 4–5 месяцев. Поездки по тракту, соединяющему две столицы с описанием дорожного быта запечатлены в его «Путешествии из Москвы в Петербург». В последние годы жизни, приезжая в Москву, гостил у своего друга П. В. Нащокина. Последняя встреча с городом детства состоялась 3 мая 1836 г., из Москвы поэт уехал 20 мая.

Москва. Арбат. В. Н. Нечаев

Москва. Арбат. В. Н. Нечаев. 1-ая пол. ХIХ в. (до 1846). Бумага, акварель, гуашь